27.04.2020
1948
Ребята занимаются строительством и дизайном интерьеров, поэтому свой дом они сделали сами. Но самое интересное, как они в нем все продумали. Мы разделяем их взгляды в любви к деталям, красоте и функциональности жилого пространства, поэтому решили поделиться этой историей с нашим читателем. Об их путешествии вы можете узнать в
блоге, но Оля рассказала нам все самое главное о тонкостях жизни на колесах и дала советы будущим путешественникам.
Все что мы хотели — ехать и останавливаться, где нравится.
Идея автодома пришла не сразу.
Сначала мы путешествовали, как это принято: планировали маршрут, бронировали билеты и отели. Нам быстро надоело, потому что хотелось больше свободы: не жить в местах, которые не нравятся, потому что уже заплачено, и останавливаться в тех, которые приглянулись по пути, без «ну это мы в следующий раз посмотрим». Следующий раз, как вы знаете, практически никогда не наступает.
Все что мы хотели - ехать и останавливаться, где нравится. Настроение пить вино, есть козий сыр и скакать по полям, собирая цветы, значит, так и будем делать. Закат сменился звездным небом, а нам никуда не хочется собираться, а хочется лежать и думать о своем — так зачем уезжать?
Следующий этап наших странствий ознаменовался покупкой машины. Начав путешествовать на smart fortwo, с каждой новой поездкой мы понимали, что машина должна быть больше. То нам хотелось спонтанно устроить пикник, то заночевать на берегу озера, но в обычной машине это неудобно. Одну ночь еще потерпеть можно, но неделю так не проездишь, а с ребенком тем более. Тут надо сказать, что мы любим комфорт, и походная романтика с палатками не для нас. Мы поменяли несколько машин, но ни одна нас не устроила.
Когда жили в Португалии в прошлом году, обратили внимание на автодома — там они везде. Страна создана для внезапных остановок: вы видели эти апельсиновые рощи с зайцами и высокие обрывистые берега океана, покрытые вереском? а полосатые маяки? Они прекрасны даже в ливень, особенно, если у вас есть горячий чай и свежие булочки с баночкой анчоусов... Купить готовый автодом в России оказалось дорого. В нашем случае — еще и слишком просто.
Мы уже строили дома и переделывали квартиры, создавали мебель и предметы декора, нам нужен был новый вызов — и он появился.
Покупка
Как выяснилось, найти в Санкт-Петербурге подходящий по цене и состоянию цельнометаллический фургон — процесс сложный и долгий. Коммерческий транспорт у нас не берегут. Пересмотрели массу вариантов, даже холодильники.
Три месяца поисков, непонятных встреч и переговоров — и мы нашли потёртый и повидавший Renault master. Именно на этой базе мы и сделали свой автодом.
При покупке главное — мотор. Его ремонт будет самым дорогим. Даже гнилой кузов не так важен, его в любом случае будете перестраивать, да и ремонт будет недорогим. Расходники тоже поменяются.
Ремонт
При строительстве автодома мы придерживались одного важного правила: мы строим для себя, нам тут жить, все должно быть максимально удобно.
Переделка заняла 2 месяца в свободное от работы время. Финансовые затраты вышли следующие:
-
Покупка фургона — 340 тыс. рублей;
-
Ремонт двигателя — 70 тыс. рублей;
-
Расходники по авто, реконструкция, оборудование, сантехника, солнечные батареи, печка и мебель около 130 тыс. рублей.
Итого сумма вышла около 540 тыс. рублей без учета стоимости работ, потому как все делали своими силами.
Конечно, можно было купить готовый дом на колесах, но стартовая цена — 800 тысяч. Это будет такой старенький, душненький, его еще найти нужно. Но главная причина, почему мы его не купили, в том, что автодом выделяется. Его везде видно. Многие страны запрещают парковку автодомов в городе, и оставить их можно только на специальных стоянках. Это дорого и не всегда удобно. Наш кемпер может парковаться где угодно. И никто ничего не скажет и не поймет. К тому же, мы его можем сделать так, как нам нужно и нравится.
Обязательное требование к дому было — комфорт. У нас есть душ, кассетный биотуалет, полноценная кровать 140х200 см, отдельная кровать для сына и мини кухня. Мы также установили солнечную электростанцию на крыше и поставили инвертор на 220В, что дает возможность пользоваться электричеством в любое время. Все работает автономно.
Кухня
Кухню тоже делали сами. Получилось компактно. Под мойкой проходят все коммуникации, там же стоит газовый баллон и канистра с водой. Справа располагаются ящики для посуды и еды. Холодильника у нас нет, но мы нашли самое холодное место (под кроватью) и туда складывали все, что может быстро испортиться. Уже во время путешествия кухня немного видоизменялась, Родион добавил пару полок, повесил магнит для специй. Ирландский номер достался вместе с машиной — мы его использовали как декоративный элемент. В нишах разместились цветы и артефакты найденные во время путешествия.
Небольшая кухня лишает возможности накупить кучу еды. Мы заметили, что стали меньше выбрасывать продукты, расходы также сократились. Еда все время свежая, вкусная и разнообразная.
Туалет/душ
Био-туалет и душ установлены в отдельной каморке. Все прячется за голубой дверью.
Оказалось, человеку не так много воды и нужно. Всего у нас четыре канистры. Одна на кухне, одна для душа и две про запас всегда наполнены водой.
Чтобы помыться всей семье, хватит 30 литров. Первое время мы не очень понимали, как лучше нагревать воду. Позже уже купили железную емкость и использовали ее. Если остановка в лесу или на пляже, можно развести костер и нагреть на нем воду, тем самым сэкономив газ. В городах воду грели на плите, потом выливали кипяток в канистру, перемешивали и мылись. В такие моменты дом наполнялся приятным ароматом бани.
Иногда из поиска воды получается целый квест. Но в целом воду можно набрать на заправках, мойках, в мечетях и на пляжах. В теплых странах часто краны с водой просто стоят на улицах.
Вода важна и всегда должна быть в запасе.
Чтобы расход воды был небольшой, мы установили и в душе, и на кухне педальки - как в лучших туалетах Италии и на яхтах. На практике оказалось очень удобно.
Средства для мытья посуды выбираем экологичные, если брать обычные — и канистры не хватит смыть одну тарелку, да и землю загрязнять не хочется.
Стирка
Стиральной машинки у нас нет. Она и не нужна. Стирку можно устроить где угодно. Например, постирушки на фото я устроила в Греции прямо на безлюдном пляже.
А вообще, всегда можно снять недорогой отель со стиральной машинкой. Пока все принимают пенные ванны, вещи стираются. Еще стирать можно в прачечных. Европейцы редко стирают дома, электроэнергию берегут. Так что прачечную найти не проблема.
Вещи
Уже в дороге мы поняли очень важное правило. В пути все вещи должны быть надежно зафиксированы или убраны.
Никогда не знаешь наверняка, куда приведет тебя дорога. В этом и есть весь кайф движения #VANLIFE. Сегодня ты ночуешь на пляже, а завтра уже мчишь по холмистым дорогам, которыми так славится Европа.
В Стамбуле, например, мы заехали на такую вертикальную улицу, что даже ящик из кухни выпал. Погром был знатный. Думаю Родион тогда немного поседел. Круче дороги мы не встречали.
В салоне мы поставили обычный комод из Икеа, защелки абсолютно случайно заприметили в магазине саморезов. Стол выдвигается на направляющих: легко убрать, легко достать. Под сидушкой и кроватью прячется импровизированный холодильник.
На кухне все масла и соусы удерживают резинки, а чай и специи висят в железных банках на магнитной ленте.
Остальные вещи хранятся в багажнике. Там у нас для каждого по огромному ящику из Икеа, плюс еще один для постельного белья и пледов. Оказалось, этого достаточно.
Сзади Родион поставил фаркоп для велосипедов, слегка изменив его конструкцию. Теперь, чтобы открыть багажник, не надо снимать велосипеды, их можно просто откатить. На таможнях особенно удобно. Туда же закрепили детскую коляску, но спустя месяц оставили ее на парковке за ненадобностью.
Вообще, ребят, которые перестраивают дома и путешествуют, много. Мы подписаны на парочку адекватных. Адекватность проверяем просто: в аккаунте нет слащавых фотографий для инстаграма, а есть реальная жизнь. То, что вы видите, не всегда так удобно в жизни. Например, у многих блогеров туалет располагается внутри машины и выглядит как обычный пуфик без каких-либо перегородок. Это вызывает улыбку. Не представляю, как несколько человек, могут пользоваться туалетом, который стоит посреди комнаты. Но чаще всего туалета просто нет, что странно — габариты машины позволяют его построить. Или, например, выдвижная кухня. То есть, чтобы приготовить еду, нужно выйти из машины и стоять на улице. Да, когда солнечно и вы где-нибудь в лесу — круто. А если город или дождь льет неделю?
В путь
Наше путешествие началось в конце декабря 2019 года. Закрыли проект и уехали на следующий день. Хотелось встретить Новый год в другой стране. Все получилось спонтанно.
30 декабря уже были на границе с Грузией, но нас не пустили. Оказалось в ноябре Грузия приняла поправки в закон по которому, если у тебя в ПТС есть корень «груз», либо в твоей машине больше 8-ми мест ты обязан купить бумагу Дозвол, иначе тебя не пустят. Мы сутки потратили, чтобы разобраться. Очень мало информации и много мошенников. Есть один важный нюанс с этим Дозволом — он выдается на месяц и вы обязаны его вернуть, если хотите вернуть залог, который в 2 раза превышает стоимость самой бумаги. Мы так и не поняли зачем Грузия это придумала. Надеюсь в ближайшее время они либо передумают, либо упростят всю процедуру.
Когда все купили и разобрались поехали снова на границу и в этот раз нас не пустила Россия. Теперь и им захотелось какую-то бумагу. Мы перерыли весь интернет, прочитали массу информации и поняли, что по факту они просто придираются. Сутки ушли на уговоры и нас пустили. Новый год отметили в горах — просто спали.
Поняли, что раз такое начало — дальше точно будет интересно.
В Грузии пробыли недолго, было холодно и жизнь кипела только в Тбилиси. Пляжи были безлюдны. Местные жители только начинали готовиться к сезону. Многие лавки были закрыты. Плюс мы уже были в Грузии. Отъевшись хачапури, мы отправились в новые страны.
Турция
Турция оказалась потрясающей.
Страна создана для путешествий на машине. Отличные дороги и навигация везде — и в горах, и в селах. Топливо в 2 раза дешевле , чем в Европе. Питьевая вода есть в каждой мечети, в фонтанчиках вдоль дороги и просто в городах. Вкусная и недорогая еда: овощи, фрукты, оливки, сыры, барашек, чай и сладости... А такого количества товаров, как на рынках Турции, вы мало где встретите.
Разнообразие достопримечательностей зашкаливает: древние полуразрушенные города, белоснежные минеральные источники, амфитеатры и чудо природы Каппадокия. И месяца не хватит, чтобы посмотреть все.
Честно, мы не ожидали, что Турция окажется такой классной. Это спокойная и дружелюбная страна с отзывчивыми людьми.
Как-то мы ночевали на пляже, а когда пришло время уезжать поняли, что машина застряла. Пришли местные, позже подтянулись датчане из соседнего автодома. Копали, толкали, поливали песок водой, подкладывали камни. Ничего. В итоге местные сгоняли за трактором и вытащили нас. Вывод: машина тяжелая, не рисковать. После этого случая купили лопату. Потом, правда, еще раз застряли, но уже в грязи, и снова нас спасал трактор. Несомненный плюс аграрной страны — у всех есть трактор.
Греция
Дальше по плану была Греция, но оказалось, что все самое интересное находится на островах, а до апреля туда просто не попасть — не сезон. Мы решили особо не углубляться в страну и оставить ее подробное изучение на следующий раз, когда будет теплее, но несколько мест все же посмотрели.
Сначала мы нашли уютную безлюдную лагуну и остались там. По утрам ездили до ближайшего города на велосипеде за продуктами и хрустящим хлебом. Жгли костры и много гуляли. Смотрели на пеликанов, стаи фламинго и распускающиеся цветы.
Еще были Салоники, но там было скучно и нечего делать. В итоге решили ехать дальше в следующую страну. Остановившись в портовом городе Игуменица, узнали,что ходит паром в Италию, и поняли — судьба. Именно в такие моменты и начинаешь ценить путешествие в автодоме. Ты можешь как угодно менять свой маршрут, твой дом всегда с тобой.
Италия
Господи, храни Италию! За ее кофе, оливки, прошутто, пельмешки и самую вкусную скумбрию на свете!
В материковой Италии мы были много раз, поэтому решили не терять время и ехать сразу же на Сицилию. Конец зимы — идеальное время: нет удушающей жары и толп туристов.
По пути заехали в город Таранто, в честь которого, как оказалось позже, был названа вид пауков Тарантул. Танец Тарантелла тоже берет свое начало оттуда.
Сицилия
Что нужно знать о Сицилии, кроме того, что здесь самые вкусные помидоры в мире, так это то, что здесь и самые узкие и крутые улочки.
Вертикальные горные серпантины здесь привычное дело. А если вдруг вы решили заехать в старый город, да еще и в центр, глядите в оба на знаки, а лучше припаркуйтесь подальше и прогуляйтесь пешком.
Я как штурман однажды не придала значение знаку «максимальная ширина 2,2». И вот уже Родион едет со сложенными боковыми зеркалами по такой узкой улице, что мама мия! А сзади подпирают, но все все понимают, ждут, не бибикают. И ты молишься, чтобы дальше было либо шире, либо выход. Выход был в виде узкого и практически вертикального спуска, но мы и на такое были согласны. После этого случая не рисковали и парковались вблизи города.
На Сицилии невозможно выделить какой-то один город. У каждого есть своя история. Кальтаджироне - город керамистов. Даже указатели и карты керамические. Сиракуза славится узкими холодными улочками и уютными зелеными дворами. Из центра Таормины вам откроется лучший вид на вулкан Этна. А Борго Эриче удивит своим укладом жизни. Весь этот небольшой город построен из камней, и никакой новодел там не приветствуется, только старина.
На Сицилии мы пробыли 2 недели, изъездили вдоль и поперек, но интересные места еще остались.
Албания
Албания — маленькая страна с тяжелой историей и красивой природой.
В крупных городах сохранились старые улочки, которые застроены одинаковыми сувенирными магазинами. Особо смотреть нечего, почти все города можно изучить за пару часов, а всю страну мы проехали за 3 дня.
На побережье сразу чувствуешь, что основные туристы-итальянцы: даже в стейк-хаусах и суши-барах подают пиццу и пасту. А расплачиваясь в магазинах или музеях, можно спокойно получить сдачу в евро, хотя в стране своя валюта.
А еще в Албании низкие и обволакивающие облака.
К сожалению, в стране есть огромная проблема: мусор. Он просто везде. Съезжаешь с дороги и понимаешь, что то, что издалека казалось покрытым цветами лугом, на самом деле слоеный пирог из мусора. Висящие пакеты и строительный мусор вдоль дороги — тоже нормальное явление.
Честно, мы немного разочаровались и расстроились. Хотелось увидеть больше аутентичности. А увидели много грустных и уставших людей, которые только начинают жить в современном мире.
И мы поехали дальше, через Черногорию в Боснию и Герцеговину.
Босния и Герцеговина
Про Боснию мы почти ничего не знали. Да, была война не так давно, а еще тут находится город Мостар и его знаменитый мост. Это, пожалуй, все. Страна оказалась живописной и уникальной. А Мостар, к слову, разочаровал. Так бывает.
На подъезде к Сараево на холмах то тут, то там были видны группы белоснежных крестов, а на многих домах в центре так и остались дыры от пуль. Это совершенно не портит город. Сараево поражает своим разнообразием. Кто любит Тбилиси, я думаю, оценит. Чем-то они похожи. Тут отлично уживаются медина, современное уличное искусство, потресканные желтые трамваи и стеклянные бизнес-центры. Советские постройки соседствуют с аутентичными лавочками Здесь есть свой неповторимый стиль.
Босния и Герцеговина вообще ни на что не похожа. И если вдруг вас туда занесет, обязательно езжайте на Рамское озеро. Потому что описать эту красоту очень сложно. А дорога к нему лежит через высоченные горы и маленькие деревушки.
Финал
Наше путешествие закончилось так же внезапно, как и началось. Новости по поводу коронавируса становились все тревожнее, и мы решили возвращаться домой. Путь лежал через Сербию и Венгрию, только вот въехать в Венгрию мы не успели. Сербы нас выпустили, а венгры не впустили и мы, как фильме «Терминал», два дня жили между границ. Было страшно и непонятно. Я думаю многие не ожидали, что вирус так быстро все изменит. В один день просто хоп и все закрыто. У нас не было плана на такой случай. Многие годы я пыталась понять, что такое обстоятельство непреодолимой силы, и в этот раз поняла.
После двух дней наших метаний между границами (переживали мы сильно, но хотя бы в уюте собственного дома), сербы пустили нас обратно. Мы поняли, что нужно улетать. Дальше нас никто не пустит, будет только хуже. Мы бросили клич в Инстаграме, кто может нам помочь с машиной. Конечно, можно было оставить ее на платной парковке, когда поняли, что это больше 20 тысяч в месяц — передумали. Мы уже тогда понимали, что раньше сентября все не закончится. А что дальше — непонятно.
Звонили в посольство, но это ничем не помогло. Они только собирали списки и говорили ждать. Ждать было страшно. Заняли денег и купили билеты. И переживали, как бы не отменили рейс.
Спать не могли, есть тоже. Вещи паковали ночью с фонариком. Свет не зажигали. Старались не привлекать внимание.
К этому моменту Сербия уже объявила карантин, и с 20 вечера до 5 утра на улице находиться было нельзя. За соблюдением порядка следила сербская армия. К нам приезжала полиция и говорила, чтобы утром нас не было. Русские номера очень пугали людей. Местные изучали нашу машину вдоль и поперек. Было страшно. Все это стало напоминать охоту на ведьм.
В итоге мы нашли ребят, которые согласились приютить наш дом, но соседи были против, грозили милицией и вообще расправой. Стали искать дальше. Ночью написали еще одной знакомой знакомых, и она согласилась. В 6 утра уже были у нее.
Тут я хочу сказать, что нам реально помог Инстаграм, ребята переживали за нас, скидывали контакты всех, кто мог помочь. И это сработало. Спасибо всем причастным.
Уникальный опыт
После такого окончания путешествия мы месяц восстанавливались. Нервишки пошатнулись знатно. Родион грустит без машины, плюс мы забрали только необходимое. Велосипеды, строительный инвентарь — все осталось там. Когда заберем — не знаю. Поедем ли в продолжение, когда все наладится, скорее всего. Ведь в планах была еще Румыния и обязательно Киев с каштанами. Но теперь загадывать бессмысленно.
Маршрут
Наше путешествие вышло немного короче, чем мы планировали. Финальный маршрут получился таким:
Россия — Грузия — Турция — Греция — Италия — Сицилия — Албания — Черногория - Хорватия — Босния и Герцеговина — Сербия.
Сын
Мне кажется, сыну все понравилось. Он стал более выносливым и полюбил прогулки. Наконец-таки стал спать отдельно и не переживать из-за этого. Маленькому ребенку важно понимать, где его дом. Обычно при частых переездах и смене жилья дети капризничают и истерят. Автодом в этом плане отличное решение — дети чувствуют безопасность. Знают, что у них есть свой небольшой уголок.
Также он сам стал мастерить игрушки. Увидел как мы плывем на пароме на Сицилию и на первом же пляже нашел палку и соорудил свой маленьких пароход. Было очень мило. Рисовал наши портреты, а после Каппадокии лепил из пластилина горы.
Мы все немного скучаем по тем временам.
Это было незабываемо. Путешествовать в автодоме увлекательно и экономически выгодно. Мы получили незабываемый опыт и все эти трудности сделали нас только сильней и выносливей.
В поездку я набрала с собой книг и раскрасок, но так и не нашла на них времени. Информации было очень много, только успевай читать про все то, что встречается на пути. Это лучше любой школы. Также в дороге мы слушали много аудио книг. Родион все время что-то дорабатывал в машине, чтобы было еще удобней. Уверена у него уже созрел план для нового автодома. Так что если надо — обращайтесь.
Задать вопросы и больше узнать про путешествие ребят можно в их instagram - аккаунте